ИНТЕРВЬЮ ЛИДИИ МАЛЫГИНОЙ В ГАЗЕТЕ "ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА" 20.10.2016 ГОДА.

26.10.16

             

Ликвидация безграмотности в цифровую эпоху. Как наше слово отзовется...

Подробнее: http://vm.ru/news/2016/10/20/kak-nashe-slovo-otzovetsya-337161.html

Грамотное владение языком открывает возможности использования речи в качестве инструмента влияния, защиты и даже может стать своего рода аксессуаром.

Лидия Евгеньевна Малыгина — кандидат филологических наук, ведущая программ «Ликвидация безграмотности», «Говорим правильно», автор более 100 научных, учебно-методических и просветительских публикаций.

 Лидия Евгеньевна Малыгина — кандидат филологических наук, ведущая программ «Ликвидация безграмотности», «Говорим правильно», автор более 100 научных, учебно-методических и просветительских публикаций.
Автор: Игорь Ивандиков, "Вечерняя Москва"

Автор

Ксения Ракитянская

Когда речь заходит о владении русским языком, большинство считает, что мы подразумеваем орфографию, пунктуацию или правила склонения. Однако вопрос гораздо шире.

Аккорд! Меня будит звук пришедшего сообщения: три кричащих смайлика синхронно появляются на экране телефона. Я называю их «Мунки» — в честь норвежского экспрессиониста, автора картины «Крик». На нее так похожи кричащие эмодзи*.

Критики считают, что на картине Мунка изображен экзистенциальный ужас, пронзительный и панический. Сам Мунк считал, что сумел выразить на полотне «крик природы». Тем временем телефон продолжает разрываться трелями приходящих сообщений.

«Представляешь, я уже почти готов был оклад обсуждать», — приходит следующее после «Мунков» сообщение. Я лениво откидываюсь обратно на подушки в ожидании продолжения. Далее следует серия коротких, но полных боли месседжей**:

«Она у меня спрашивает»,

«А парковка у вас есть?»,

«А то я на работу на машине»,

«Ездию!!!!!!!!!!!!!!»,

«ЕЗДИЮ!!!»

Мне кажется, я прямо слышу этот «крик природы»…

Дело в том, что мой приятель Вадим, серьезный бизнесмен, питающий излишнюю любовь к эмодзи в переписках, уже две недели ищет себе помощника в юридический отдел и периодически жалуется мне на соискателей.

«Так что если у тебя есть знакомый юрист, который не «ездиит», дай мне знать, — продолжает Вадим. — И не КУШАЕТ». Отправляю ему поднятый вверх большой палец и окончательно просыпаюсь.

— Одна из моих любимых цитат, касающихся речевого воздействия, принадлежит Гегелю: «Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы им пользоваться», — говорит Лидия Малыгина (на фото), кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. — В нашей жизни мы постоянно вступаем в коммуникацию с другими людьми: родственниками, друзьями, деловыми партнерами и конкурентами. Для того чтобы эффективно общаться, уметь отстаивать свои интересы, каждый человек должен научиться правильно формировать и формулировать свою точку зрения, убедительно доносить свою мысль до окружающих. Человек сегодня постоянно находится в информационном потоке — развитие технических средств коммуникации привело к тому, что пользователь имеет доступ к информации почти круглосуточно. Однако какого качества эта информация? Научиться фильтровать информационный поток и строить на его основе свое мнение, а также правильно его выражать сложно еще и потому, что после революции из школьной программы убрали такие дисциплины, как логику речи, риторику и этику. А как мы понимаем, здесь, — Лидия слегка касается висков, — пустоты быть не может. Если человек не умеет формировать свою точку зрения, он будет просто отражать чужую, двигаться в направлении чужих целей. Этот процесс будет происходить неосознанно.

Я с Москвы!

Грамотное владение языком открывает колоссальные возможности использования речи в качестве инструмента влияния, защиты и даже может стать своего рода аксессуаром.

— Помимо прочего, наша речь — это инструмент социального деления, — говорит Лидия Малыгина. — Иногда можно одной фразой разрушить весь свой образ. На одном из популярных телешоу героя попросили сказать пару слов о себе, и он не нашел ничего лучше, чем сказать: «Я с Москвы». Нам это сразу говорит о том, что он, конечно, не москвич и что этот человек любит приврать. То есть он одной фразой выдал о себе всю информацию, которую старался скрыть. На ум сразу приходят слова К.И. Чуковского: "Если бы чеховская "дама с собачкой" сказала при Дмитрии Гурове своему белому шпицу: "Ляжь!", Гуров, конечно, не мог бы влюбиться в нее и даже вряд ли начал бы с нею тот разговор, который привел их к сближению. В этом ляжь (вместо ляг) — отпечаток такой темной среды, что человек, претендующий на причастность к культуре, сразу обнаружит свое самозванство, едва только произнесет это слово". Конечно, повседневная речь постоянно меняется, и существует языковая мода, за которой люди активно следят, потому что даже на подсознательном уровне делят собеседников на «своих» и «чужих». Слова — своего рода атрибуты, с помощью которых мы подчеркиваем свою причастность к той или иной социальной группе. В 1990-е годы наше общество было очень криминализированным, и много слов проникло к нам из тюремного жаргона, — рассказывает Лидия Малыгина. — В журналистских публикациях, в парламентских дебатах, в рекламных текстах встречались слова из криминального жаргона: «реальный», «четкий», «конкретный», «косячить», «разводить». Потом наступили нулевые — период резкого развития интернета, время, когда он захватил нашу жизнь. Интернет стал своеобразной трибуной, где каждый мог высказать свое мнение, и во многом для того, чтобы люди, которые писали безграмотно, могли элементарно не молчать, родился "олбанский язык" — помните, все эти «аФФтар ЖЖот» и прочие нарочито неграмотные фразы. Конечно, это была своеобразная языковая игра, которая была придумана филологами — для того чтобы написать «выпей йаду», «аццки», нужно знать хотя бы принципы транскрибирования. Но она позволила людям не стесняться писать в интернете.

Сейчас, конечно, так выражать свои мысли уже немодно. Но этот опыт показал, что чтение безграмотных текстов незаметно вредит пользователям сети — и очень существенно.

Когда вы постоянно читаете безграмотные тексты, например, комментарии в социальных сетях, то постепенно начинаете теряете навык автоматически считывать графический облик слова и быстро воспринимать текст, - объясняет Лидия Малыгина. Получается, что одно и то же слово, которое вы привыкли видеть написанным определенным образом, например «что ли» каждый раз обозначено в тексте по-новому: «чтоли», «чтоле», «штоле», «што ли» – мозг начинает воспринимает различные написание привычного слова как новые слова, возникает пауза, автоматизм чтения пропадает, теряется быстрый темп восприятия печатной информации. Затем включается зрительная память, и вы уже сами при написании задумываетесь, как написать слово правильно, потому что слишком часто встречали слово написанное неверно.

Блоггерство, обилие комментариев в интернете, формат общения, который предлагают социальные сети, способствует развитию клипового мышления. Это сказывается и на качестве чтения - человек уже воспринимает длинные тексты без картинок с трудом – когда привыкаешь к коротким сообщениям и статьям, сложно сконцентрировать внимание на лонгриде*. Внимание моментально рассеивается, и пользователю интернета скорее хочется кликнуть по следующей ссылке.
– Эта проблема серьезнее, чем может показаться на первый взгляд, – считает Лидия Малыгина, - Наше мышление, сознание, речь и действия связаны. Сначала человек позволяет себе о чем-то думать, потом сказать, а потом уже и сделать. И проблема здесь кроется в том, что подросток с клиповым мышлением теряет навык выстраивать причинно-следственные связи. Для него любой сюжет должен укладываться в один абзац. Он и свою жизнь не может спланировать, потому что не в состоянии ничего прогнозировать в долгосрочной перспективе. Для того, чтобы не терять такой важный навык, я советую читать художественную литературу каждый день – хотя бы по несколько страниц из классики перед сном.
Когда пользователи сети осознали, что грань между общением реальным и виртуальным стремительно стирается, и занялись конструированием своего языкового облика, вопрос о владении средствами речевой выразительности снова обрел актуальность. За последние пять лет люди уже осознали, что грамотная речь, устная и письменная, является своего рода социальным маркером, поэтому «ездиить на работу» - это не мелочь, а досадная ошибка, которая может тебя этой прекрасной возможности лишить.

Аристотель в цифровую эпоху

- Желание повысить уровень грамотности действительно сильно возросло за последние годы, - говорит Лидия Малыгина - Я, кстати, отчасти связываю это явление и с экономическим кризисом – люди от внешней «тюнинга» переключились на совершенствование внутреннего содержания. Сейчас стало даже как-то немодно слишком много времени и сил уделять своему внешнему виду, зато уже несколько лет в моде «прокачивать» всевозможные навыки, в том числе, связанные с эффективной коммуникацией. Тут есть две крайности. Во-первых, я часто сталкиваюсь с убеждением, что красивая речь и грамотность – дар свыше. Это не так. Я убеждена в том, что научиться убедительно выступать публично, грамотно составлять тексты на необходимом уровне может абсолютно любой человек. «Врожденная грамотность» - это просто хорошая зрительная память. Существует множество риторических и стилистических приемов, которые позволяют сделать речи публичных ораторов выразительными и запоминающимися, а печатные тексты убедительными и эффективным. Причем эти приемы – не тайна за семью печатями, а вещи, известные еще со времен Аристотеля. Они не теряют своей актуальности и в наши дни. Во-вторых, на желании научиться убедительно говорить, грамотно писать и выступать публично стали тот час же спекулировать всевозможные «бизнес-тренеры», «коучи», представители «инфобизнеса», открываются многочисленные школы ораторского мастерства. Многие методики, лично меня удивляют – то и дело вижу советы вроде «аудитория как женщина: ее можно очаровать, ее можно соблазнить и даже изнасиловать». Или курсы для школьников с манипулятивным слоганом: «Русский язык без правил!». Как можно научиться мыслить и писать логично, если упорно игнорировать закономерности, которые существуют в языке как системе?

Сегодня люди уже осознали, что хотят быть модными на языковом уровне, они мечтают писать и выступать публично, но пока не осознают две вещи: убедительно писать и говорить нужно учиться, как например, танцам, или игре на гитаре, нужно осваивать приемы речевого воздействия, как в секции молодые люди осваивают приемы борьбы, эти навыки не формируются сами собой и не даны от рождения. Если вы блестящий специалист в своей области, это еще не значит, что вы сможете убедительно изложить свои идеи на бумаге, например для потенциальных инвесторов, или сумеете заставить аудиторию Вас слушать, затаив дыхание. Профессионалу признать этот факт непросто, потому что у русских людей грамотность входит в понятие самооценки. Но вам, скорее всего, никогда специально не объясняли стилистические ошибки и риторические приемы, поэтому знать вы их просто не можете. Хорошая новость заключается в том, что научить этому можно любого за 100 дней. Я заключила пари, провела эксперимент в интернете, и смогла лично в этом убедиться. Сегодняшний уровень развития технологий позволяет учиться дистанционно и во многих случаях бесплатно. Это новый мощнейший тренд, который будет только развиваться со временем. Система образования сейчас очень сильно меняется под напором телекоммуникационных технологий. Во-первых, теперь педагог не ограничен пределами аудитории – учеников может быть неограниченное количество, они могут находиться во всех уголках земного шара. Во-вторых, учиться может любой человек не зависимо от возраста и социального статуса.

Тренд на дистанционное обучение только набирает обороты: многие отечественные и зарубежные университеты выкладывают свои лекции в открытом доступе, большую часть учебных пособий также можно найти в сети, было бы желание. Я убеждена в том, что в век информационных технологий ликвидировать безграмотность можно именно в интернете.

** Месседж — личное сообщение, обращение, письмо, уведомление.

*** Лонгрид — формат подачи журналистских материалов в интернете. Его спецификой является большое количество текста, разбитого на части с помощью различных мультимедийных элементов.

5 порталов для самообучения

1. Портал «Открытое образование»

Образовательная платформа, предлагающая бесплатные онлайн-курсы по базовым дисциплинам бакалавриата, изучаемым в российских университетах. (openedu.ru)

2. Сoursera.org

Каталог онлайн-курсов для дистанционного обучения от престижных университетов и образовательных организаций мира. (Сoursera.org)

3. Arzamas.academy

Известный некоммерческий просветительский проект, посвященный гуманитарному знанию во всех его проявлениях. (Arzamas.academy)

4. Postnauka.ru

Публикации по различным отраслям современной науки. Видеозаписи, интервью с учеными. Обзоры книг. Сборники ответов на часто задаваемые вопросы. (postnauka.ru)

5. WWW.LIKBEZ.ORG – система on-line обучения русскому языку. Дистанционные курсы практической стилистики, риторики и культуры речи.(www.likbez.org)

СПРАВКА

Лидия Евгеньевна Малыгина — кандидат филологических наук, ведущая программ «Ликвидация безграмотности», «Говорим правильно», автор более 100 научных, учебно-методических и просветительских публикаций, научный руководитель системы дистанционного обучения www.likbez.org.

 

 

ОТЗЫВЫ О СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ WWW.LIKBEZ.ORG:

 

КОРПОРАТИВНЫЕ СЕМИНАРЫ, МАСТЕР-КЛАССЫ, ВЕБИНАРЫ: 

Получить информацию о мероприятиях для корпоративных клиентов >>>